Витторио Селла. Часть 1.

Замечательный итальянский альпинист-фотограф-исследователь многих горных районов мира Витторио Селла происходил из семьи итальянских политиков, игравших ведущую роль в становлении итальянской государственности.

Он был одним из пионеров зимнего альпинизма в Альпах (Маттерхорн, Монтероза, траверс Монблана и др.).

В результате трех экспедиций (1889-1890, 1896) Витторио Селла стал одним из известнейших исследователей Кавказа и является автором известного качественными фотографиями труда об этой горной системе.

В. Селла входил в английский клуб «40х40», объединявший фотографов, не признававших фотографирование на фотопленку, т.к., по их глубокому убеждению, любое искусственное увеличение снятой природы искажало её. Члены клуба фотографировали только на стеклянные пластинки размером 40х40 см и делали с них отпечатки, не кадрируя и не подвергая их масштабным изменениям. Подобный подход ставил перед фотомастером жесткие условия выбора кадра, его наполнения и светового решения.

Любовь к горам, наблюдение физических явлений, альпинистские трудности в сочетании со страстью фотографа, желание уловить с помощью фотокамеры мимолетный образ увиденного влекут Селлу в новые путешествия, в ещё неизведанные дальние страны, и первым таким внеевропейским фотопоходом становится в 1889 путешествие на Кавказ.

Вместе со своим братом Эрминьо, проводниками Даниелем Макшиняде из Вальтюрнерки и Джованни Доиларди из Вальсезии они решают нести свою тяжёлую фотоаппаратуру на самые высокие вершины гор Центрального Кавказа. Их желание – с одной стороны, подвергнуть себя опасности как альпинисты, с другой – собрать с помощью своих фотографий обширную и точную документацию на земли, которые ещё так мало известны.

Сегодня трудно представить, какая неведомая сила толкала Витторио и его спутников к подобным подвигам. Громоздкое экспедиционное снаряжение, тяжелейшая фотоаппаратура и большое количество стеклянных фотопластинок – все это на плечах и на руках переносилось по кручам, ледникам и скалам, поднималось на невероятные высоты лишь для того, что бы увидеть и запечатлеть далекую, загадочную горную страну – Кавказ.

Даже сегодня, перелистывая альбом с фотографиями Селлы, снятыми на Кавказе в конце XIX века, можно лишь удивляться идеальным по качеству и смыслу фотографиям, даже в понятиях начала XXI века. Его дневники, путевые заметки о пройденных горных маршрутах, описание быта и нравов людей, населявших тогда эти горы, показывают величие духа и талант этого выдающегося человека – альпиниста, фотографа, исследователя.

И невольно в душе возникает вопрос: «А изменился ли Кавказ за эти более чем 100 лет?» Да, по многим фотографиям видно, как сегодня потаили и помельчали могучие в прошлом ледники, как состарились и одряхлели многие горные села, как изменились быт и одежда горцев, населявших эти села. Но так же величава панорама Кавказа, снятая с вершины Эльбруса (!); так же красива запавшая в душу Витторио гора сванов, красавица Ушба; так же красивы и ни чуть не проще остались многие альпинистские маршруты, проложенные Селлой и его друзьями в красивейших горах Кавказа.

Ответ приходит один: «Кавказ и через сто лет – Кавказ!» Такой же загадочный (надо понять), такой же красивый (надо увидеть) и такой же (или почти такой же), каким его увидел и запечатлел для нас Витторио Селла!

Витторио Селла. Часть 2.

По материалам издания «Альпинизм. Энциклопедический словарь» и др.