Техническая сложность маршрутов

Из книги «О спортивном туризме вообще и о горном в частности (мысли вслух)».

Техническая сложность маршрутов

…сложность маршрута…
в преодо­лении технических сложностей.

Н.Д. Бондарев, МС, член ЦМКК

Техническая сложность горного похода определяется, в основном, соответствующим набором категорированных перевалов, у которых их техническая трудность повышается по мере повышения к.сл. маршрутов.

Убедительным подтверждением этого является утверждение не рядового туриста, а некогда заместителя директора института им. Курчатова, т.е. ученого, МС, члена ЦМКК Бондарева Н.Д. Он опроверг утверждение не просто представителя тогда ещё комиссии пеше-лыжного туризма Тихомиро­ва В.Д., а президента Федерации туризма СССР, который продолжал настаивать даже в 1975 году, что сложность «пу­тешествия» определяется их проведением исключитель­но в «малоосвоенных и малонаселённых районах страны», а не технической сложностью маршрутов [2, с. 313]. Кто бы с этим спорил, если бы речь шла только о «путешестви­ях» и подобные утверждения не распространялись бы и на «спортивные походы».

В категорической форме Н. Д. Бондарев ему возразил:

«…сложность маршрута не в удалении от населённых пунктов, а в преодолении технических сложностей, и имен­но этим туризм горный отличается от пешеходного» (выделено автором) [2, с. 233].

Справедливости ради следует отметить, что по мно­гим другим вопросам, касающимся развития самодеятель­ного туризма в целом, Владимир Дмитриевич Тихомиров сыграл весьма важную, значимую и положительную роль.

Для подтверждения, что при прохождении спортивных маршрутов главенствующая роль именно «в преодолении технических сложностей», а не «физических трудностей», рассмотрим два сопоставимых по аналогии примера.

Подняться без лифта на двухсотый этаж дома с грузом 30-50 кг и без остановки в течении часа не просто трудно, но очень трудно, однако это никоим образом нельзя назвать прохождением категорированного препятствия, являюще­гося элементом горного похода, т.к. отсутствует необходи­мость в квалификации горника. В то же время, на подъём по лестнице даже без груза человек тратит в течение часа порядка 1526 килокалорий, теоретически, т.к. никто не по­днимается по лестницам без остановки целый час.

Аналогично, переносить в пешеходном туризме такие же тяжёлые рюкзаки по пересечённой местности, независи­мо от удалённости от населённых пунктов, безусловно, очень тяжело, но подобные действа также недопустимо считать спортивными маршрутами, так как на самом деле, это всего лишь познавательные экстремальные путешествия и не более.

Перевалы 1А к.тр. и многие 1Б к.тр. с высотой сед­ловин около 2500 м (походы I-II к.сл.) каждый здоровый человек, как отмечалось, может пройти без предварительной подготовки. То есть, у таких маршрутов отсутствует суще­ственная техническая сложность. В связи с этим они факти­чески ещё не походы, а горные путешествия, которые в зна­чительной степени являются всесторонне адаптационными к высокогорным условиям, нежели спортивными.

Однако, уже начиная с прохождения перевалов 2А к.тр. (походы III к.сл.) и до ЗБ к.тр. (походы VI к.сл.), не говоря о ЗБ* к.тр., горникам не обойтись без начальной, а затем и без специальной постоянно повышающейся предварительной по­дготовки перед переходом к перевалам более высокой к.тр.

Приведенные выше примеры наглядно показывают, нельзя утверждать о спортивном походе у пешеходников, со­вершающих свои путешествия в районах пешеходного туриз­ма (тайге, тундре, пустыне и пр.), в связи с отсутствием при прохождении маршрута значимых не «физических» (болота, лесные дебри, барханы и пр.), а «технических трудностей».

В.Г. Коган