Обучение и тренер

Из книги «О спортивном туризме вообще и о горном в частности (мысли вслух)».

Обучение и тренер

Учитель не тот, кто учит,
а тот, у кого учатся.

А. Кашпировский

Общеизвестно, что каждый занимающийся любым видом деятельности обязан постоянно повышать уровень своей ква­лификации. Занятия горным туризмом этого, безусловно, тре­буют. Следовательно, обучение, а в дальнейшем и повышение квалификации — первооснова успеха любого вида деятельнос­ти, т.е. процесс постоянный и непрерывный. Ведь не случайно родилась народная поговорка: «Век живи — век учись», — о чём руководители ФСТ почему-то забывают.

К сожалению, человек устроен так, что далеко не все готовы обучаться по собственной инициативе. Каждый че­ловек находится в привычной для себя среде обитания. И если вы навязываете ему что-то новое (не просто участие в походе более высокой к.сл., а только после предварительно­го обучения), тем самым вы нарушаете привычную для него «зону комфорта», что вызывает внутренний протест, как и всё новое, что не исходит от его личного желания.

Способствовать повышению квалификации должна существующая система, стимулирующая и обязывающая это делать каждого. УСБ в сочетании с разрядными нормати­вами, определяющими уровень квалификации спортивных туристов, прекрасно этому бы содействовали, но подобного в системе туризма ни ранее, ни сегодня не было, и не пред­видится. И это притом, что занятие, в частности, горным туризмом, как и любым другим видом спорта, о чём сви­детельствует печальная статистика, требует постоянного со­вершенствования индивидуальной техники и на первых по­рах под непосредственным руководством опытного тренера,

Существует ошибочное мнение, что тренером, как мно­гие считают, может быть каждый высококвалифицированный спортсмен. Это далеко не так [1, 3]. Тот, кто обучает, использует также и определённый педагогический инструментарий, с помо­щью которого передаёт свои знания другим. Как изначально про­изводственник хорошо усвоил, прежде чем выбирать необходимый инструментарий, следует не просто знать, что ты будешь делать, а главное для успеха, с какого материала и как ты это будешь делать.

Тренером может стать горник, который обладает не только организаторскими, но и педагогическими способнос­тями, отличающийся целеустремлённостью и добросовестным отношением к своей работе, а также, что весьма важно, ему должно быть свойственно самопожертвование, особенно в данный момент. Каждый обучаемый — своеобразная личность, требующая индивидуального подхода и задача тренера найти ключик к его душе, тогда успех гарантирован. Тренер не мо­жет работать, как чиновник — прочитал лекцию, показал, что и как правильно, и считать, что свои обязанности выполнил.

Настоящий тренер не тот, кто может обучать, а тот, кто не может не обучать, так как будущее спортив­ного туризма ему не только не безразлично, а по-настоящему волнует и он считает обязательным и необходимым переда­вать свои знания и умения подрастающему поколению.

В.Г. Коган