Новички и безопасность в горном туризме

Говоря о горном туризме безответственно утверждать, как нередко можно услышать, что он начинается с походов III-IV к.с. Это звучит равнозначно заявлению, что математика в школе начинается c 4-го класса. А разве без элементарной арифметики, возможно освоить азы алгебры, не говоря о высшей математики?

Горные маршруты I-II к.с. сами по себе, безусловно, не представляют особой технической сложности. Однако было бы непозволительным упрощенством утверждать, что в этих походах речь идет лишь об овладении умением передвигаться с рюкзаком в условиях высокогорья, что само по себе тоже немаловажно, в отличие от переноски груза на равнине.

Никто не собирается оспаривать, что новичка первоосновам походной жизни не только можно, но и нужно предварительно обучить в пешеходном походе. Это, прежде всего, приобретение навыков подбора одежды и обуви, умения правильно уложить рюкзак и передвигаться с ним по тропе и без троп, установить палатку и обустроить бивуак, наконец, научиться подчинять свои личные интересы интересам группы и многое другое. В этом отношении для подготовки горников особенно привлекательными являются районы среднегорья с их пересеченной местностью и наличием перепадов высот. И если всё вышеизложенное можно считать для пешеходного туризма «школой молодого бойца», то для горного туризма – это всего лишь обязательное  посещение «подготовительной группы» перед поступлением в школу.

Начинающий горный турист дополнительно должен овладеть многими специальными умениями и навыками. Например, передвигаться по закрытым ледникам, осыпям и мореным отложениям, ходить в кошках и освоить азы самозадержания, организации страховки и самостраховки, подъема участника из трещины и «самовылаза», знать не только вязку отдельных узлов, но и область  применения каждого, а также многое другое.

Предвижу вполне уместный вопрос: зачем столько всего следует освоить и знать новичкам, если при прохождении перевалов 1А-1Б к.т. отсутствует необходимость работы с веревкой и, следовательно, для участников горных походов I-II к.с. требуются лишь элементарные навыки по вопросам организации страховки и самостраховки?  Отвечу.

Взять хотя бы простейшее – обращение с ледорубом. Грустно смотреть на сегодняшних «горников» и далеко не новичков, которые обращаются с ним, как мартышка с очками в известной басне дедушки А. Крылова. Если они не умеют ледоруб правильно переносить, как они смогут им правильно воспользоваться на маршруте?

И, главное, известные перевалы не только в отдельные годы, но и в пределах одного сезона могут увеличить свою к.т. на полукатегорию и выше.  Например, пер. Ак-Тюбе (1Б к.т.) в середине августа не всегда можно пройти на спуске (в сторону а/л «Узункол») без организации веревочных перил.

А если руководитель ошибся и начал подъем не на ту седловину или спуск по неправильному пути? А если накрыл туман и руководитель сбился с пути с тем же итогом? В одночасье маршрут 1Б к.т., например, может сразу же стать, в лучшем случае, 2А к.т.

В пешеходном и лыжном туризме всегда и, практически, в любом месте можно  остановиться на ночлег, отдохнуть в относительно комфортных условиях, а утром – сориентировался и пошел себе дальше. В горном туризме далеко не везде можно найти более-менее даже не столько удобное, как, прежде всего, безопасное место для оборудования бивуака, особенно новичкам. На горном маршруте далеко не факт, что всегда утро вечера мудренее.

Предвижу возражение, что виноват нерадивый руководитель. А кто такие руководители походов I-II к.с. в основной своей массе? Тот же новичок, который до этого, соответственно, один или два раза  был в горах. Что после этого можно от него требовать? Не случайно в альпинизме, который нам более родственен, чем другие виды туризма, до 3Б к.с. участники на восхождения ходят с инструктором. Вот почему автор считает, и не только он, что руководитель горного похода, в отличие от руководителей групп в других видах туризма, должен иметь опыт прохождения перевалов, хотя бы на одну полукатегорию выше, чем в заявленном маршруте.

Можно, безусловно, многому научить участников на учебно-тренировочных сборах в районах среднегорья и их следует проводить, но не в процессе проведения спортивных походов, так как у них другие цели и задачи. Однако никакие Саяны или обжитые Карпаты не решат еще одного и весьма важного элемента в программе подготовки новичков к прохождению горных маршрутов – адаптации к условиям высокогорья в широком понимании этого слова.

О требованиях по подготовке новичков к горным походам обычно высказываются опытные руководители групп, для которых начало увлечения горами давно пройденный этап, далёкая и забытая история. Поэтому первоначальная острота восприятия высокогорья у них стёрлась в памяти и ушла в небытие. Мы от них услышим, прежде всего, что надо овладевать альпинистской техникой, повышать общефизическую и морально-волевую подготовку и др.

При этом, по понятным причинам, в их сознании на второй и, даже, на третий план отодвигается давно ставшее для них привычным такое понятие, как особенности среды обитания, в условиях которой оказывается участник, попавший впервые в высокогорье. Как для каждого последующего горного похода необходима определенная акклиматизация, в том числе, не исключение и маршруты VI к.с., так для новичков является обязательной предварительная адаптация в абсолютно необычных и своеобразных условиях высокогорья. Адаптации в значительной степени усложняется накладывающейся на неё акклиматизацией, которая для начинающих может растянуться на 5-7 дней, т.е. на период проведения горного похода I-II к.с.

Новичок должен освоиться и привыкнуть к особенностям макроструктуры окружающего горного рельефа, высотно-климатическим и погодным условиям, полной изолированности от столь привычных услуг цивилизации, автономности существования и др. Он сродни человеку, попавшему в абсолютно иной мир, другую цивилизацию, где всё ему ново и необычно, удивительно и непонятно, сурово и бескомпромиссно. Вот почему именно на начальной стадии, т.е. после участия в горных походах I-II к.с, идет основной «отток» начинающих, так как  кому-то высокогорная среда обитания оказалась  «неподъемной», другим –  её условия «не по душе» и др.

Кроме среды обитания, тем не менее, не следует сбрасывать со счетов и упомянутую гипоксию, которую человеческий организм начинает ощущать только на высотах свыше 3000-3500м и более. В старых Правилах в разные годы допустимый порог годового набора высоты составлял от 500 м и до 1200 м. Видимо для всех и во всех случаях общая мерка не подходит.

Для горных маршрутов I-II к.с. годовой набор высоты должен находится в пределах не более 500-700 м, III-IV к.с. может быть увеличен до 1200 м, а V-VI – наоборот, уменьшен до 1000 м.

Такой подход, с одной стороны, учитывает высотную память организма, с другой – и без того чрезмерные нагрузки и, особенно, при прохождении маршрутов VI к.с. Это всего лишь частное мнение автора, продиктованное собственным восприятием высоты, а также результаты его  наблюдений за многими из тех, кто находился рядом.

Вполне понятно, что ни в Саянах (Вост. и Зап.), ни на Урале (Юж., Сев. и, даже, Приполярном), ни, тем более, в Крыму и Карпатах о какой-либо высотной акклиматизации и адаптации в целом не может быть и речи. И не стоит прятаться за единственную высшую точку в Саянах Вост. в. Мунку-Сардык (3491 м), которая даже не дотягивает до необходимого порога высоты.

Во всём вышеизложенном отражены лишь основные моменты, но далеко не все,  особой специфики горного туризма, которая требует и предварительного специального обучения, и проведения спортивных походов, начиная с I-II к.с., в Больших Горах, и более высоких требований к руководителю.

От этого, нравится ли сиё кому-то или нет, никуда не уйти, если во главу угла ставить главное и определяющее в любом виде деятельности, одним из которых является и спорт – безопасность, т.е. здоровье и жизнь людей.

В.Г. Коган

Статья размещена также на  http://www.mountain.ru/mkk/news.php#9122