Кубок України в залі. Кременчуг – 2016. Загальні умови

Министерство молодежи и спорта Украины
Федерация спортивного туризма Украины

 КУБОК УКРАИНЫ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ – ГОРНЫЙ ТУРИЗМ, В ПОМЕЩЕНИИ

 г. Кременчуг, Полтавская область                                                                    11–13 ноября 2016 г.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ
проведения соревнований
по спортивному горному туризму

 

 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.       Соревнования проводятся в соответствии с действующими:

1)    Правилами соревнований по спортивному туризму (разделы 1 и 3, п.п.. 3.1÷3.12 и 3.15);

2)    Методическими разъяснениями по судейству соревнований по спортивному горному туризму, 2-я редакция, утверждёнными Исполкомом ФСТУ 24.11.2012 года (далее – «МР»);

3)    Регламентом проведения Кубка Украины по спортивному туризму – горный туризм, в помещении (далее – «Регламент»);

4)    Условиями проведения соревнований по каждому из видов программы «Спасательные технические приемы» и «Горные препятствия» (далее – «Условия» вида);

5)    Общими условиями (далее – «Общие условия») с Приложениями 1 – 4.

1.3.       Дистанции соревнований состоят из двух частей (см. Условия): основной и дополнительной (бонусной).

1.4.       Условия прохождения дополнительной (бонусной) части дистанции:

1.4.1.    Команда может приступить к выполнению программы бонусной части дистанции только:

1)    после завершения прохождения основной части дистанции в полном объёме;

2)    при экономии нормативного времени (Тн) по окончании прохождения основной части дистанции.

1.4.2.    Для прохождения дополнительной части дистанции команда осуществляет переход вдоль судейских перил от конечного ПС основной части дистанции к исходному ПС дополнительной части.

1.4.3.    Дополнительную (бонусную) часть дистанции команда проходит по маршрутам, указанным в Маршрутном листе и способами (проходит и выполняет), оговоренными «Условиями» (табл.1).

1.4.4.    Допускается выполнение командой на выбор только одного варианта подъема + спуска в пределах одного маршрута из числа предложенных дополнительной частью в Маршрутном листе.

1.4.5.    Дополнительная часть засчитывается, если её выполнили все спортсмены команды (в виде «Спастехприёмы», для спортсмена, участвующего в подъёме пострадавшего и обеспечивающего верхнюю командную страховку из нижнего ПС, подъём в верхний ПС необязателен).

1.4.6.    При прохождении командой бонусной части в виде «Горные препятствия», выполнение подъемов по ранее не пройденным маршрутам М1 – М5 разрешается парами одновременно.

1.5.       На прохождение дистанций устанавливаются три вида контрольных времен: общее (То), нормативное (Тн) и промежуточное (Тп).

1.5.1.    Количество промежуточных контрольных времён Тп и соответствующих им То в каждом виде программы оговаривается «Условиями».

1.5.2.    Команды, которые не уложились в То, То1, То2 – финишируют «по особым условиям» (п. 4.1.4).

1.6.       Очередность выступлений определяется жеребьевкой, а порядок стартов на дистанциях оговаривается ГСК дополнительно с учётом возможного рассеивания.

1.6.1.    В предстартовую зону каждая команда обязана явиться со всем снаряжением и в полном составе сразу же после старта предыдущей команды или по вызову. Нарушившие данное требование не допускаются к выступлению.

1.6.2.    Перед стартом команда повторно предъявляет снаряжение для проверки судье при участниках (зам. главного судьи по виду).

1.6.3.    После вызова к старту (в стартовую зону) и по истечению 5 (пяти!) минут независимо от степени готовности спортсменов судьями дается старт. Увеличить предстартовое время может только главный судья или его заместитель по виду при наличии, по их мнению, уважительных на то причин.

1.6.5.    Не допускается брать на дистанцию заранее собранные элементы страховочных, спусковых или подъёмных систем.

1.6.6.    Перед стартом все спортсмены должны стать на самостраховку, а ведущий (первый), в том числе пострадавший №1, – закрепить к себе судейскую страховку. До старта нагружение элементов рельефа и оборудования дистанции, кроме перил самостраховки (ТС), не допускается.

1.7.       При прохождении маршрутов и выполнении спецприёмов:

1.7.1.    Требования к технике движения и страховки вида «Горные препятствия» распространяются на аналогичные нарушения в виде «Спасательные технические приемы» и наоборот.

1.7.2.    Судейская страховка предоставляется спортсменам до старта. За наличие на спортсменах во время выступления судейской страховки отвечают сами спортсмены. «Пострадавший» обеспечивается судейской страховкой всегда.

1.7.3.    Судейская страховка на каждом маршруте предоставляется команде один раз только для подъёма первого спортсмена при прохождении основной и дополнительной (бонусной) части дистанции.

1.7.4.    На дистанции вида «Горные препятствия» при прохождении ее раздельными парами судейская страховка на каждом маршруте предоставляется по одному разу для подъема первого спортсмена каждой пары команды.

1.7.5.    На дистанции вида «Спасательные технические приемы» вертикальные судейские перила предоставляется один раз только для подъёма первого спортсмена при прохождении основной и дополнительной (бонусной) части дистанции.

1.7.6.    Допускается использовать только то снаряжение и только по тому назначению, которое разрешено технической комиссией согласно указаниям п.30.2 и при недопущении нарушений оговоренных п.19.2 «МР».

1.7.7.    При переходе между маршрутами волочение верёвок (петель, концов) не допускается (1-й раз предупреждение, следующие разы – штраф по 3 балла).

1.7.8.    При переходах с перестёжкой между верхними ПС к судейским перилам должны одновременно быть пристёгнуты обе самостраховки. У ТСП скользящие карабины перестёгиваются поочерёдно.

1.7.9.    Нижний конец верёвки после спуска первого спортсмена должен быть жёстко закреплён в нижний ПС/ТС с запасом рабочей части в виде петли длиной не более 1,5м.

1.7.10.  Пол зала находится за пределами дистанции (за линией ограничения) и нагружать его спортсменам допускается только после постановки на самостраховку, если иное не оговорено Условиями (иначе штраф «использование опоры за ограничением»).

1.7.11.  При спуске по верёвке всех спортсменов руки спускающегося и страхующего должны быть в перчатках (рукавицах).

1.7.12.  Организация страховки (судейской, командной и самостраховки) – согласно п.п.29.1 – 29.5 и др. «МР».

1.7.13.  Допускается фиксировать страховочную и транспортную верёвки путем установки: либо перед её входом в спусковое (страховочное) устройство верёвочного зажима, либо после её выхода из спускового (страховочного) устройства петли со схватывающим узлом, узлом Бахмана или верёвочного зажима, желательно с системой разблокировки под нагрузкой.

1.7.14.  При подъёме первого спортсмена с помощью зажимов, вокруг перильной (несущей) верёвки над верхним зажимом из репшнура диаметром 6-8 мм вяжется подстраховочный схватывающий узел, петля от которого крепится к спортсмену напрямую или через зажим.

1.7.15.  Закрепление несущих верёвок – с недопущением нарушений, оговоренных п.19.4 «МР».

1.7.16.  На дистанции вида «Горные препятствия» допускается применение лесенок имеющих не более 3-х ступеней или петель и длиной не более 1,5 м.

1.7.16.  Если в момент финиша «по особым условиям» все спортсмены, оставшиеся на дистанции, не обеспечены достаточным количеством верёвок для организации спуска и командной страховки, т.е. для завершения безопасного выступления, команда снимается с дистанции.

1.8.       Начало, прохождение и окончание дистанций – см. п.п.2.2….2.7 «МР».

1.9.       При натяжении перил переправ всех видов зажимы с зубчатыми кулачками в системе полиспаста допускается использовать только при одном подвижном блоке и при натяжении перил не более чем двумя спортсменами.

1.9.1.    После натяжения перил переправы полиспастом с подвижной ветвью из отдельной верёвки должны быть сняты все элементы полиспаста, а также зажим в системе полиспастов всех видов.

1.9.2.    Достаточность натяжения перил переправы контролируется линией ограничения (ЛО) на исходной и/или противоположной (целевой) стороне.

1.9.3.    Крутонаклонные переправы на всех маршрутах оборудуются командами одинарными командными перилами.

1.10.     Дистанция считается пройденной, если выполнены «Условия» и «Общие условия» со всеми дополнениями, изменениями и уточнениями, определенными Протоколами просмотра дистанций и совещания ГСК с представителями.

1.10.1.  Если команда прошла маршрут или выполнила спецприём (совершила действие) способами, не оговоренными «Условиями» (табл.1), то его прохождение (выполнение) оценивается в соответствии с Приложением 4.

1.10.2.  За нарушение других требований Условий (п. 1.10.1) команда снимается с дистанции, если иное специально не оговорено «Условиями».

1.10.3.  Если наказание за допущенные при выступлении ошибки и нарушения не оговорено Правилами, «Методразъяснениями», Регламентом, «Условиями» или «Общими условиями», то их оценивают с точки зрения нарушений техники движения и страховки в горном туризме и/или в альпинизме.

1.11.     Транспортировка контрольного (командного аварийного) груза.

1.11.1.  Подъём контрольного (командного аварийного) груза осуществляют обособленно только при отсутствии на нижнем ПС спортсменов.

1.11.2.  Транспортировку контрольного груза на траверсах осуществляют только на себе, если иное специально не оговорено «Условиями».

1.11.3.  Спуск контрольного (командного аварийного) груза только на себе или по крутонаклонным перилам обособлено от спортсменов.

1.11.4.  При спуске объединять контрольный груз для одновременной транспортировки допускается только по крутонаклонным перилам.

1.11.5.  Не допускается контрольный (командный аварийный) груз или снаряжение оставлять на верхнем и/или нижнем ПС не закреплёнными (1-й раз предупреждение, 2-ой – согласно Правил).

1.12.     Финиш команды определяется по падению последней продёрнутой верёвки при условии выполнения командой соответствующей части дистанции в полном объеме или при отказе от продёргивания верёвок, но при условии соблюдения требований п.2.7.1 «МР».

1.12.1.  Если спортсмен стал в пределах финишной площадки (Ф) на самостраховку – он считается финишировавшим и дальнейшее его возвращение на основную часть дистанции (к ПС) не допускается.

1.12.2.  Все спортсмены и весь контрольный груз должны финишировать в пределах одной финишной площадки Ф.

1.12.3.  «Условия» предусматривают «финиш по особым условиям» – согласно указаниям п.2.9. «МР» с уточнениями, оговоренными в §4 «Общих условий».

1.13.     Если команда во время выступления в одном из видов показала свою явную неподготовленность (более 3-х подсказок тренера/представителя/запасного участника), то в соответствии с п.3.3.5. Правил по определению главного судьи (или зам. гл. судьи по виду) соревнований ГСК имеет право снять с дальнейшего выступления в данном виде команду.

1.14.     ГСК оставляет за собой право:

1.14.1.  Изменения, которые вносятся в Условия по необходимости, доводятся до сведения команд на совместном заседании ГСК с представителями.

1.14.2.  Контрольные времена (Тп, Тн и То) корректируют только до начала четвёртого старта.

1.15.     Заявки по тактике (далее – Заявка) сдаются в ГСК в следующем порядке:

1.15.1.  На составление Заявки выделяется время, оговоренное после показа дистанций и разъяснения тренерам/представителям (капитанам) условий прохождения дистанции и проведения соревнований.

1.15.2. Порядок, время и очередность обязательной сдачи Заявок оговариваются ГСК.

1.15.3.  Команды, не сдавшие Заявку, наказываются:

1)    в установленное графиком время – штрафом 20 баллов;
2)    после начала выступления по данному виду – снятие с данного вида соревнований.

1.16.     Неотъемлемой частью «Общих условий» являются следующие Приложения (см. п. 1.1, п.п. 5):

1.16.1.  Условия подачи и рассмотрения Протестов изложены в Приложении 1.
1.16.2.  Особые условия допуска к соревнованиям оговорены в Приложении 2.
1.16.3.  Способы выполнения спецприемов в Приложении 3.
1.16.4.  Отдельные случаи судейства тактики в Приложении 4.

 

  • 2. ВИД «ГОРНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ»

2.1.       Страховка спортсмена на дистанции допускается только в пределах одного маршрута (между смежными ПС) через страховочное устройство, закреплённое на ПС, где находится страхующий.

2.2.       Распределение контрольного груза – произвольное.

2.2.1.    Транспортировка одним спортсменом двух и более рюкзаков с контрольным грузом не допускается.

2.3.       Все спуски спортсменов должны соответствовать существующим маршрутам дистанций.

2.3.1.    Все спуски спортсменов должны соответствовать требования п.п. 2.6 и 19.5 «МР».

2.3.2.    Переход к ПС6 по двойным судейским перилам допускается только из ПС5 или ПС7.

2.3.3.    Переход между нижними ПС в том числе и Ф – только по судейским перилам.

2.4.       Повторное прохождение маршрута лазанием одним и тем же спортсменом не засчитывается.

2.5.       Спусковые командные верёвки после спуска по маршруту, по которому предстоит последующий подъём, должны быть продёрнуты.

2.6.       При срыве первого (ведущего) на каждом маршруте с повисанием на судейской страховке спортсмен наказывается штрафом по 3 балла за каждый срыв.

2.6.1.    Количество срывов при прохождении маршрутов не ограничено.

2.7.       Помощь напарника (подсаживание, опора на тело) на всех маршрутах подъёма не допускается, а прохождение маршрута при этом не засчитывается.

2.8.       Для прохождения дистанции команде разрешается применять только четыре основных веревки (определение основной веревки – согласно п.п. 29.1.9 «МР»).

 

3. ВИД «СПАСАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ»

3.1.       До старта все командные верёвки, которые спортсмены берут для прохождения дистанции, должны находиться в сбухтованном состоянии и без каких-либо узлов.

3.1.1.    Организация спуска/подъёма «пострадавшего» осуществляется согласно указаниям п. 4.3 «МР», а выполнение спецприёмов – согласно указаниям Приложения 3 «Общих условий».

3.2.       Каждый спортсмен становится «пострадавшим» в соответствии с указаниями п. 4.4.1, перестаёт быть пострадавшим – п. 4.4.4 и повторно может стать пострадавшим – согласно п. 4.4.5 «МР».

3.3.       Характер травмы «пострадавшего» оговаривается в Маршрутном листе и Таблице №1 «Условий».

3.4.       В случае нарушения требований пунктов 3.1, 3.2 и/или 3.3 выполнение спецприёма (прохождение маршрута) не засчитывается.

3.5.       Период пребывания спортсмена «пострадавшим» – с момента снятия с самостраховки и до постановки на самостраховку.

3.5.1.    Смена «пострадавшего» происходит на каждом маршруте, после выполнения каждого спецприема.

3.5.2.    Транспортировка «пострадавшего» в коконе засчитывается команде только по одному маршруту и только один раз на протяжении всей дистанции вида «Спасательные технические приемы».

3.6.       «Кокон» спортсмены вяжут из основной верёвки (не менее 8 петель) с укладкой «пострадавшего» на коврик с учётом недопущения возможных нарушений, оговоренных п. 19.7.3 «МР».

3.6.1.    При увязке «пострадавшего» в «кокон» необходимо предусмотреть три фиксированные петли для подвески не сдавливающие «пострадавшего», а так же обязательное выполнение требований п.п. 5.1.7 и 30.4.5 «МР».

3.6.2.    Место увязывания «пострадавшего» в кокон команда выбирает в соответствии с Маршрутным листом.

3.7.       Независимо от характера «травмы» помощь со стороны «пострадавшего» при транспортировке не допускается (1-й раз – предупреждение, 2-ой – штраф 3 балла, 3-ий – незачёт приёма).

3.8.       При спуске-подъёме «пострадавшего»:

3.8.1.    Аварийное (фиксирующее) устройство – выполняется согласно указаниям п.п. 4.3.6 и 4.3.7 «МР» (кроме случая, оговоренного п. 19.8.3.2).

3.8.2.    Фиксация «пострадавшего» за спиной у сопровождающего – осуществляется согласно указаниям п.п. 4.3.4 и 4.3.5, а также с учётом п.п. 19.8.1.3 «МР».

3.8.3.    Не допускать «пострадавшим» нарушений, оговоренных п. 19.8.3 «МР».

3.9.       Для обеспечения безопасного выступления команд обязательно выполнение следующих требований:

3.9.1.    Сопровождающий независимо от характера травмы «пострадавшего» выполняет только функции сопровождения, т.е. не оказывает помощь во время подъёма или спуска.

3.10.     Вес командного аварийного груза – 25 кг.

3.10.1.  Допускается замена один раз спецприема «подъем «пострадавшего» спецприемом «подъем командного аварийного груза».

3.10.2.  Команде разрешается выполнение спецприема «подъем командного аварийного груза» после совершения трех подъемов «пострадавшего».

3.10.3.  При выполнении командой спецприема «подъем командного аварийного груза» необходима обязательная организация в ПС4 аварийного (фиксирующего) устройства.

3.10.4.  Если подъем командного аварийного груза по маршруту М5 производится с помощью сопровождающего, то для него необходимо организовать командные вертикальные перила, закрепленные как в верхнем, так и в нижнем ПС, а также обеспечить сопровождающему во время подъема по командным вертикальным перилам надежное вертикальное положение.

3.11.     Необходимые сведения для прохождения дистанции СТП:

3.11.1.  Порядок выполнения спецприемов – произвольный.

3.11.2.  Допускается вспомогательная работа спортсменов на дистанции (поправить веревку и т.п.) при условии их надежной фиксации на командной веревке, а также при обеспечении их надежной командной страховкой.

3.11.3.  Верхняя командная страховка для маршрута М5 организовывается из ПС3.

3.11.4.  При выполнении командой спецприема «подъем «пострадавшего» противовесом» в качестве противовеса обязательно применение одного из спортсмена команды. Расположение спортсмена, выполняющего функцию противовеса, только в ПС4.

3.11.5.  В пределах выполнения основной части дистанции возможно объединение обязательных спецприемов:

1)    подъем «пострадавшего» в коконе с сопровождающим;

2)    спуск «пострадавшего» в коконе с сопровождающим;

3)    транспортировка «пострадавшего» в коконе по крутонаклонным или горизонтальным командным перилам.

3.12.     Команды, не предоставившие в заявке по тактике схемы систем крепления командных веревок для подъема или спуска «пострадавшего», получают оценку этих спецприемов с коэффициентом 0,75 (кол. 6, табл.1).

 

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1.       Общие положения

4.1.1.    При прохождении дистанции вида «Горные препятствия» оценивается выполнение техники движения и страховки спортсменом на каждом маршруте и транспортировка контрольного груза, вида «Спастехприёмы» – транспортировка «пострадавшего», а также выполнение спецприёмов «самовылаза», подъёма из трещины и др.

4.1.2.    Команды, которые прошли дистанцию с экономией Тн – получают бонусы за каждую минуту экономии в размере 1 балл или право пройти маршрут (выполнить спецприём) дополнительной части дистанции согласно соответствующему Маршрутному листу для каждого вида программы.

4.1.3.    Если команда при прохождении основной и дополнительной частей дистанции превысили Тн в пределах То, за каждую минуту превышения получают штраф 2 балла.

4.1.4.    Команды, которые не уложились в общее контрольное время (п. 1.5.2) при прохождении соответствующей части дистанции (основной, укороченной или упрощённой) финишируют «по особым условиям», т.е. по истечению То приостанавливают выступление (п. 4.1.3) и получают штрафы:

1)    основной – согласно таблице «Номинальной оценке» (табл. 1) «Условий» соответствующего вида:

– только при прохождении основной части дистанции – за предварительно заявленные и не пройденные маршруты (не выполненные спецприёмы);

– при прохождении укороченной или упрощённой части дистанции – команды не наказываются основным штрафом за не пройденные маршруты (не выполненные спецприёмы), предусмотренные данной частью, в т.ч. за предварительно заявленные и не заявленные;

2)    дополнительный – в пределах проходимой основной, укороченной или упрощённой части дистанции:

  • за каждый пункт (ПС, включая Ф и др.), которые не посетил или не успел пройти:
    – спортсмен в виде «Горные препятствия»       – по 6 балла,
    – рюкзак с контрольным (аварийным грузом) – по 4 баллов,
    – «пострадавший» (кукла или «кокон»)            – по 8 баллов;
  • независимо от места нахождения на дистанции за каждого (ую):
    – спортсмена в виде «Спастехприёмы»             – по 8 баллов,
    – единицу основного снаряжения                      – по 6 баллов.

4.1.5.    Пройденные маршруты (выполненные спецприёмы) в пределах укороченной или упрощённой части дистанции из числа ранее незаявленных оценивают по таблице «Номинальной оценке» «Условий», как «Не заявленные, но пройденные» (кол. 6, табл. 1).

4.2.       Порядок определения результатов в отдельном виде программы.

4.2.1.    Результат выступления команды в отдельном виде программы определяется в соответствии с п. 3.15.8.2. Правил.

4.2.2.    По значимости результатов выступлений в одном виде программы команды делятся в нисходящей последовательности на несколько групп, в частности, которые:

а)     1-я группа – полностью прошли основную часть дистанции и выполнили в полном объеме обязательные приемы (прошли обязательные маршруты) основной части дистанции в пределах То, а также, выполнив в полном объеме обязательные приемы (пройдя обязательные маршруты) основной части дистанции финишировали по «особым условиям» в пределах То;

б)    2-я группа – уложились в Тп2, но не полностью прошли основную часть дистанции и выполнили не в полном объеме обязательные приемы (прошли обязательные маршруты) основной части дистанции в пределах То в том числе и финишировав по «особым условиям» в пределах То;

в)     3-я группа – полностью прошли укороченную часть дистанции, а также финишировали по «особым условиям» в пределах То2;

г)     4-я группа – полностью прошли упрощенную часть дистанции, а также финишировали по «особым условиям» в пределах То1.

4.2.3.    При равенстве суммы баллов у двух или более команд одной группы, более высокое место занимает команда, у которой меньше штрафных баллов по технике, а в случае их равенства – стартовавшие ранее.

4.3.        Общекомандный зачёт

4.4.1.     Место команды в общем зачёте определяется по сумме мест, занятых командой в двух видах программы. При одинаковой сумме более высокое место занимает команда с лучшим результатом в виде «Спасательные технические приёмы».

4.4.2.     Команды, у которых отсутствует результат в одном виде программы, занимают места после команд, имеющих результаты в двух видах программы с учетом п. 4.2.2. и п. 4.2.3.