Кубок Хортиці -2017. Загальні умови змагань

Управление молодежи, физической культуры и спорта Запорожской облгосадминистрации
Запорожская областная федерация спортивного туризма

 XXXVІ ОТКРЫТЫЕ ОБЛАСТНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ
«КУБОК ХОРТИЦЫ – 2017», ДИСТАНЦИИ ГОРНЫЕ

г. Запорожье, скалы о. Хортица                                                            05–08 октября 2017 г.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ
проведения соревнований по спортивному горному туризму на скальном рельефе

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Соревнования проводятся в соответствии с:

1) действующими Правилами соревнований по спортивному туризму (разделы 1 и 3, п.п. 3.1÷3.12 и 3.15, далее – «Правила»);
2) Методическими разъяснениями по судейству соревнований по спортивному горному туризму, 2-я редакция, утверждёнными Исполкомом ФСТУ 24.11.2012 года (далее – «МР»);
3) Положением о XXXVI открытых областных соревнованиях по спортивному туризму «Кубок Хортицы – 2017», дистанции горные (далее – «Положение»);
4) Условиями проведения соревнований по каждому из видов программы «Спасательные технические приемы» и «Горные препятствия» (далее – «Условия» вида);
5) Общими условиями (далее – «Общие условия») с Приложениями 1 – 4.

1.2. Дистанции соревнований состоят из двух частей (см. Условия): основной и дополнительной (бонусной).
1.3. Условия прохождения дополнительной части дистанции:
1.3.1. Команда может приступить к выполнению программы бонусной части дистанции только:

1) после завершения прохождения основной части дистанции в полном объёме, т.е. после прохождения (выполнения) минимального перечня маршрутов (спецприемов), соответствующих заявленным командой в своей заявке по тактике;

2) при экономии нормативного времени (Тн) по окончании прохождения основной части дистанции.

1.3.2. Для прохождения дополнительной части дистанции команда осуществляет переход вдоль судейских перил от конечного ПС основной части дистанции к исходному ПС дополнительной части (при необходимости).

1.3.3. Дополнительную часть дистанции команда проходит по маршрутам, указанным в Маршрутном листе и способами (проходит и выполняет), оговоренными «Условиями» (табл.1).

1.3.4. При прохождении дополнительной части дистанции допускается выполнение командой на выбор только одного варианта подъема + спуска в пределах одного маршрута из числа предложенных дополнительной частью в Маршрутном листе.

1.3.5. Маршруты (спецприемы), пройденные (выполненные) при прохождении дополнительной части засчитывается, если они были полностью завершены (постановка на самостраховку в целевом ПС) в пределах общего времени (То), а также, если их прошли (выполнили) все спортсмены команды (в виде «Спастехприёмы», для спортсмена, участвующего в подъёме пострадавшего и обеспечивающего верхнюю командную страховку из нижнего ПС, подъём в верхний ПС необязателен).

1.4. На прохождение дистанций устанавливаются три вида контрольных времен: общее (То), нормативное (Тн) и промежуточное (Тп).

1.4.1. Количество промежуточных контрольных времён Тп и соответствующих им То в каждом виде программы оговаривается «Условиями».

1.4.2. Команды, которые не уложились в То, То1, То2 – финишируют «по особым условиям» (п. 4.1.4).

1.5. Очередность выступлений определяется жеребьевкой, а порядок стартов на дистанциях оговаривается ГСК дополнительно с учётом возможного рассеивания.

1.5.1. В предстартовую зону каждая команда обязана явиться со всем снаряжением и в полном составе сразу же после старта предыдущей команды или по вызову. Нарушившие данное требование не допускаются к выступлению.

1.5.2. В соответствии с п.3.15.6.14 «Правил», команда перед стартом повторно предъявляет снаряжение для проверки судье при участниках (зам. главного судьи по виду).

1.5.3. После вызова к старту (в стартовую зону) и по истечению 5 (пяти!) минут независимо от степени готовности спортсменов судьями дается старт. Увеличить предстартовое время может только главный судья или его заместитель по виду при наличии, по их мнению, уважительных на то причин.

1.5.4. До старта все командные верёвки, которые спортсмены берут для прохождения дистанции, должны находиться в сбухтованном состоянии и без каких-либо узлов.

1.5.5. Не допускается брать на дистанцию заранее собранные элементы страховочных, транспортных (спусковых или подъёмных) систем.

1.5.6. Перед стартом все спортсмены должны стать на самостраховку, а ведущий (первый), в том числе «пострадавший» №1, – закрепить к себе судейскую страховку. До старта нагружение элементов рельефа и оборудования дистанции, кроме перил самостраховки (ТС), не допускается.

1.6. При прохождении маршрутов и выполнении спецприёмов:

1.6.1. Требования к технике движения и страховки вида «Горные препятствия» распространяются на аналогичные нарушения в виде «Спастехприёмы» и наоборот.

1.6.2. Судейская страховка предоставляется спортсменам до старта. За наличие на спортсменах во время выступления судейской страховки отвечают сами спортсмены. «Пострадавший» обеспечивается судейской страховкой всегда.

1.6.3. В соответствии с п.30.2.9 и п.19.2 «МР» команда использует свое снаряжение исключительно по назначению и схемам, определенным разработчиком-изготовителем. Спорные вопросы относительно применения того или иного снаряжения решаются технической комиссией.

1.6.4. При переходе между маршрутами волочение верёвок (петель, концов) не допускается (1-й раз предупреждение, 2-ой и следующие разы – штраф по 3 балла).

1.6.5. Все работы по сдергиванию командных веревок производятся только в граничных ПС пройденного маршрута.

1.6.6. При переходах с перестёжкой между верхними ПС к судейским перилам должны одновременно быть пристёгнуты обе самостраховки. У ТСП скользящие карабины перестёгиваются поочерёдно.

1.6.7. Нижний конец верёвки после спуска первого спортсмена должен быть жёстко закреплён в нижний ПС/ТС с запасом рабочей части в виде петли длиной не более 1,5 м (кроме спуска с самовыпуском последнего).

1.6.8. Подножье склона находится за пределами дистанции (за линией ограничения) и нагружать его спортсменам допускается только после постановки на самостраховку, если иное не оговорено Условиями (иначе штраф «использование опоры за ограничением»).

1.6.9. При спуске по верёвке всех спортсменов руки спускающегося и страхующего должны быть в перчатках (рукавицах).

1.6.10. Организация страховки (судейской, командной и самостраховки) – согласно п.п. 29.1 – 29.5 и др. «МР».

1.6.11. Допускается фиксировать страховочную и транспортную верёвки либо путем установки после её выхода из спускового (страховочного) устройства петли со схватывающим узлом, узлом Бахмана или соответствующего верёвочного зажима, либо применением соответствующих страхующих устройств (например, Gry-gry).

1.6.12. При подъёме первого спортсмена с помощью зажимов, вокруг перильной (несущей) верёвки над верхним зажимом из репшнура диаметром 6 мм вяжется подстраховочный схватывающий узел, петля от которого крепится к спортсмену напрямую или через зажим.

1.6.13. Закрепление несущих верёвок – с недопущением нарушений, оговоренных п.19.4 «МР».

1.6.14. Если в момент финиша «по особым условиям» все спортсмены, оставшиеся на дистанции, не обеспечены достаточным количеством верёвок для организации спуска и командной страховки, т.е. для завершения безопасного выступления, команда снимается с дистанции.

1.6.15. Все веревочные узлы, применяемые спортсменами для организации страховочных, транспортных (спусковых или подъёмных) систем должны применяться исключительно в соответствии со своим назначением.

1.7. При прохождении основной части дистанции не допускается превышать заявленное в заявке по тактике количество маршрутов (спецприемов).

1.8. Начало и окончание прохождения маршрута – см. п.п.2.2 и 2.7 «МР».

1.9. При натяжении перил переправ всех видов зажимы с зубчатыми кулачками в системе полиспаста допускается использовать только при одном подвижном блоке и при натяжении перил не более чем двумя спортсменами.

1.9.1. После натяжения перил переправы полиспастом с подвижной ветвью из отдельной верёвки должны быть сняты все элементы полиспаста, а также зажимы в системе полиспастов всех видов.

1.9.2. Достаточность натяжения перил переправы контролируется линией ограничения (ЛО) на исходной и/или противоположной (целевой) стороне.

1.9.3. Крепление спортсменов к перилам на переправах всех видов осуществляют согласно требованиям п.5.1.7 «МР».

1.10. Дистанция считается пройденной, если выполнены «Условия» и «Общие условия» со всеми дополнениями, изменениями и уточнениями, определенными Протоколами просмотра дистанций и совещания ГСК с представителями.

1.10.1. Если команда прошла маршрут или выполнила спецприём (совершила действие) способами, не оговоренными «Условиями» (табл.1), то его прохождение (выполнение) оценивается в соответствии с Приложением 4.

1.10.2. За нарушение других требований Условий (п. 1.10.1) команда снимается с дистанции, если иное специально не оговорено «Условиями».

1.10.3. Если наказание за допущенные при выступлении ошибки и нарушения не оговорено Правилами, «Методразъяснениями», Положением, «Условиями» или «Общими условиями», то их оценивают с точки зрения нарушений техники движения и страховки в горном туризме и/или в альпинизме.

1.11. Финиш команды определяется по падению последней продёрнутой верёвки при условии выполнения командой соответствующей части дистанции в полном объеме или при отказе от сдергивания верёвок, но при условии соблюдения требований п.2.7.1 «МР».

1.11.1. Спортсмены, все командное снаряжение и весь контрольный груз должны финишировать в пределах одной финишной площадки Ф.

1.11.2. «Условия» предусматривают «финиш по особым условиям» – согласно указаниям п.2.9. «МР» с уточнениями, оговоренными в §4 «Общих условий».

1.12. Если команда во время выступления в одном из видов показала свою явную неподготовленность (более 3-х подсказок тренера/представителя/запасного участника), то в соответствии с п.3.3.5. Правил по определению главного судьи (или зам. гл. судьи по виду) ГСК соревнований имеет право снять команду с дальнейшего выступления в данном виде.

1.13. ГСК оставляет за собой право:

1.13.1. Изменения, которые вносятся в Условия по необходимости, доводятся до сведения команд на совместном заседании ГСК с представителями.

1.13.2. Контрольные времена (Тп, Тн и То) корректируют только до начала старта четвёртой команды, при условии прохождения тремя предыдущими командами основной части дистанции в полном объеме.

1.14. Заявки по тактике (далее – Заявка) сдаются в ГСК в следующем порядке:

1.14.1. На составление Заявки выделяется время, оговоренное после показа дистанций и разъяснения тренерам/представителям (капитанам) условий прохождения дистанции и проведения соревнований.

1.14.2. Порядок, время и очередность обязательной сдачи Заявок оговариваются ГСК.

1.14.3. Команды, не сдавшие Заявку, наказываются:

1)  в установленное графиком время – штрафом 20 баллов;

2)  после начала выступления по данному виду – снятие с данного вида соревнований.

1.15. Неотъемлемой частью «Общих условий» являются следующие Приложения (см. п. 1.1, п.п. 5):
1.15.1. Условия подачи и рассмотрения Протестов изложены в Приложении 1.
1.15.2. Особые условия допуска к соревнованиям оговорены в Приложении 2.
1.15.3. Способы выполнения спецприемов в Приложении 3.
1.15.4. Отдельные случаи судейства тактики в Приложении 4.

 

2. ВИД «ГОРНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ»

2.1. Страховка спортсмена на дистанции допускается только в пределах одного маршрута (между смежными ПС) через страховочное устройство, закреплённое на ПС, где находится страхующий.

2.2. Транспортировка контрольного груза.

2.2.1. Подъём контрольного груза осуществляют обособленно только при отсутствии на нижнем ПС спортсменов.

2.2.2. Транспортировку контрольного груза на траверсах осуществляют только на себе, если иное специально не оговорено «Условиями».

2.2.3. Спуск контрольного груза только на себе или по крутонаклонным перилам обособлено от спортсменов.

2.2.4. При спуске объединять контрольный груз для одновременной транспортировки допускается только по крутонаклонным перилам.

2.2.5. Не допускается контрольный груз или снаряжение оставлять на верхнем и/или нижнем ПС не закреплёнными (1-й раз предупреждение, 2-ой – штраф согласно Правил).

2.2.6. Транспортировка одним спортсменом двух рюкзаков с контрольным грузом не допускается.

2.2.7. Распределение контрольного груза – в двух отдельных рюкзаках, по одному для каждой пары спортсменов.

2.3. Все спуски спортсменов должны соответствовать существующим маршрутам дистанций.

2.3.1. При спуске спортсмены должны соблюдать требования п.п. 2.6 и 19.5 «МР».

2.4. Повторное прохождение маршрута одним и тем же спортсменом не засчитывается.

2.4.1. Прохождение командой маршрутов траверса склона М8 … М10 более 1-го раза, оценивается как переход вдоль судейских перил.

2.4.2. Прохождение спортсменами команды различных маршрутов траверса склона отдельными парами не допускается, т.е. траверс склона проходится по одному маршруту и только в составе команды.

2.4.3. При прохождении спортсменами команды дистанции допускается использовать в качестве ТСП только маркированные службой дистанции стационарные ТСП, организованные на скальных (шлямбурных) крючьях.

2.4.4. При прохождении спортсменами команды первый раз маршрутов М1 – М7 допускается установка на них командных ТСП на расстоянии не менее чем 1,5 м от нижней маркированной службой дистанции стационарной ТСП, но не более чем двух единиц на каждом из маршрутов.

2.4.5. Командная ТСП устанавливается один раз только первым (ведущим) спортсменом команды, осуществляющим подъем с нижней командной страховкой, при этом расстояние между командными ТСП должно быть не менее роста спортсмена их устанавливающих.

2.4.6. Спусковые командные верёвки после спуска по маршруту, по которому предстоит последующий подъём, должны быть продёрнуты.

2.5. Судейская страховка для первого спортсмена команды на каждом из маршрутов подъёма (основной и дополнительной части) предоставляется команде один раз!

2.6. Маршруты дополнительной части команда выбирает из числа маршрутов, неиспользованных в основной части. Допускается прохождение парами разных маршрутов.

2.7. При срыве первого (ведущего) на каждом маршруте с повисанием на судейской страховке спортсмен наказывается штрафом по 3 балла за каждый срыв.

2.7.1. Количество срывов при прохождении маршрутов не ограничено.

2.8. Помощь напарника (подсаживание, опора на тело) на всех маршрутах подъёма не допускается, а прохождение маршрута при этом не засчитывается.

2.9. Необходимые сведения для прохождения дистанции ГП:

2.9.1. Порядок прохождения маршрутов – произвольный.

2.9.2. Командные крутонаклонные перила оборудуются командами одинарными.

2.9.3. Допускается вспомогательная работа спортсменов на дистанции (поправить веревку т.п.) при условии их надежной фиксации на командной веревке, а также при обеспечении их надежной командной страховкой.

2.10. На дистанции вида «Горные препятствия» допускается применение лесенок имеющих не более 3-х ступеней или петель и длиной не более 1,5 м.

2.10.1. Применение лесенок, петель допускается только на самостоятельно установленных ИТО.

2.11. Принимаются разные оценки прохождения спортсменами маршрутов подъёма: для первого (поднимается с нижней командной страховкой) и последующих (поднимаются с верхней командной страховкой), см. Таблицу 1.

 

3. ВИД «СПАСАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ»

3.1. Организация спуска/подъёма «пострадавшего» осуществляется согласно указаниям п. 4.3 «МР», а выполнение спецприёмов – согласно указаниям Приложения 3 «Общих условий».

3.2. Каждый спортсмен становится «пострадавшим» в соответствии с указаниями п. 4.4.1., перестаёт быть пострадавшим – п. 4.4.4 и повторно может стать пострадавшим – согласно п. 4.4.5 «МР».

3.3. Характер травмы «пострадавшего» оговаривается в Маршрутном листе и Таблице №1 «Условий».

3.4. В случае нарушения требований пунктов 3.1, 3.2 и/или 3.3 выполнение спецприёма (прохождение маршрута) не засчитывается.

3.5. Период пребывания спортсмена «пострадавшим» – с момента снятия с самостраховки и до постановки на самостраховку.

3.5.1. Смена «пострадавшего» происходит на каждом маршруте, после выполнения каждого спецприема.

3.6.  «Кокон» спортсмены вяжут из основной верёвки (не менее 8 петель) с укладкой «пострадавшего» на коврик с учётом недопущения возможных нарушений, оговоренных п. 19.7.3 «МР».

3.6.1. При увязывании «пострадавшего» в «кокон» необходимо предусмотреть три фиксированные петли для подвески, не сдавливающие «пострадавшего», а так же обязательное выполнение требований п.п. 5.1.7 и 30.4.5 «МР».

3.6.2. Место увязывания «пострадавшего» в кокон команда выбирает в соответствии с Маршрутным листом.

3.6.3. Увязывание «пострадавшего» в кокон команда осуществляет только силами дееспособных спортсменов, т.е. «пострадавший» спортсмен помощь команде не оказывает.

3.7. Независимо от характера «травмы» помощь со стороны «пострадавшего» при транспортировке не допускается (1-й раз – предупреждение, 2-ой – незачёт приёма).

3.8. При спуске-подъёме «пострадавшего»:

3.8.1. Аварийное (фиксирующее) устройство – выполняется согласно указаниям п.п. 4.3.6 и 4.3.7 «МР» (кроме случая, оговоренного п. 19.8.3.2.)

3.8.2. Фиксация «пострадавшего» за спиной у сопровождающего – осуществляется согласно указаниям п.п. 4.3.4 и 4.3.5, а также с учётом п.п. 19.8.1.3 «МР».

3.8.3. Не допускать «пострадавшим» нарушений, оговоренных п. 19.8.3 «МР».

3.9. Все спортсмены команды, выполняя «самовылаз», осуществляют его: 1-й – по судейским вертикальным перилам, а остальные – по командным вертикальным перилам, т.е. судейские вертикальные перила предоставляется команде по одному разу при прохождении основной и дополнительной части.

3.9.1. Судейская страховка для первого спортсмена команды при прохождении основной и дополнительной части предоставляется команде один раз!

3.10. Для обеспечения безопасного выступления команд обязательно выполнение следующих требований:

3.10.1. Командные крутонаклонные перила маршрута М2 оборудуются командами двойными.

3.10.2. Сопровождающий независимо от характера травмы «пострадавшего» выполняет только функции сопровождения, т.е. не оказывает помощь во время подъёма или спуска (штраф – согласно МР).

3.11. Необходимые сведения для прохождения дистанции СТП:

3.11.1. Порядок выполнения спецприемов – произвольный.

3.11.2. Допускается вспомогательная работа спортсменов на дистанции (поправить веревку т.п.) при условии их надежной фиксации на командной веревке, а также при обеспечении их надежной командной страховкой.

3.11.3. В пределах выполнения основной части дистанции возможно объединение обязательных спецприемов:

1) косой спуск «пострадавшего» и транспортировка «пострадавшего» по командным крутонаклонным перилам.

3.12. Команды, не предоставившие в заявке по тактике схемы систем крепления командных веревок для подъема или спуска «пострадавшего», получают оценку этих спецприемов с коэффициентом 0,75 (кол. 6, табл.1).

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1. Общие положения

4.1.1. При прохождении дистанции вида «Горные препятствия» оценивается выполнение техники движения и страховки спортсменом на каждом маршруте и транспортировка контрольного груза, вида «Спастехприёмы» – транспортировка «пострадавшего», а также выполнение спецприёмов «самовылаза», подъёма из трещины и др.

4.1.2. Команды, которые прошли дистанцию с экономией Тн – получают бонусы за каждую минуту экономии в размере 2 балла или право пройти маршрут (выполнить спецприём) дополнительной части дистанции согласно соответствующему Маршрутному листу для каждого вида программы.

4.1.3.  Если команда при прохождении основной и дополнительной частей дистанции превысили Тн в пределах То, за каждую минуту превышения получают штраф 2 балла.

4.1.4. Команды, которые не уложились в общее контрольное время (п. 1.4.2) при прохождении соответствующей части дистанции (основной, укороченной или упрощённой) финишируют «по особым условиям», т.е. по истечению То приостанавливают выступление (п. 4.1.3) и получают штрафы:

1) основной – согласно таблице «Номинальной оценке» (табл. 1) «Условий» соответствующего вида:

– только при прохождении основной части дистанции – за предварительно заявленные и не пройденные маршруты (не выполненные спецприёмы);

– при прохождении укороченной или упрощённой части дистанции – команды не наказываются основным штрафом за не пройденные маршруты (не выполненные спецприёмы), предусмотренные данной частью, в т.ч. за предварительно заявленные и не заявленные;

2)      дополнительный – в пределах проходимой основной, укороченной или упрощённой части дистанции:

за каждый пункт (ПС, включая Ф и др.), которые не посетил или не успел пройти:

– спортсмен в виде «Горные препятствия»   – по 6 баллов,

– рюкзак с контрольным (аварийным грузом)          – по 4 балла,

– «пострадавший» (кукла или «кокон»)                    – по 8 баллов;

независимо от места нахождения на дистанции за каждого (ую):

– спортсмена в виде «Спастехприёмы»                     – по 8 баллов,

– единицу основного снаряжения                              – по 6 баллов.

4.1.5. Пройденные маршруты (выполненные спецприёмы) в пределах укороченной или упрощённой части дистанции из числа ранее незаявленных оценивают по таблице «Номинальной оценке» «Условий», как «Не заявленные, но пройденные» (кол. 6, табл. 1).

4.1.6. Команды, которые не уложились в То при прохождении дополнительной части дистанции, заканчивают выступление по истечении То и получают дополнительный штраф:

за каждую оставшуюся на дистанции:

– единицу основного снаряжения                               – по 6 баллов.

4.2. Порядок определения результатов в отдельном виде программы.

4.2.1. Результат выступления команды в отдельном виде программы определяется в соответствии с п. 3.15.8.2. Правил.

4.2.2. По значимости результатов выступлений в одном виде программы команды делятся в нисходящей последовательности на несколько групп, в частности, которые:

а) 1-я группа – полностью прошли основную часть дистанции и в полном объеме прошли обязательные маршруты (выполнили обязательные спецприемы) основной части дистанции в пределах То, а также, в полном объеме пройдя обязательные маршруты (выполнив обязательные спецприемы) основной части дистанции финишировали по «особым условиям» в пределах То;

б) 2-я группа – не полностью прошли основную часть дистанции и не в полном объеме прошли обязательные маршруты (выполнили обязательные спецприемы) основной части дистанции в пределах То в том числе и финишировали по «особым условиям» в пределах То;

в)  3-я группа – полностью прошли укороченную часть дистанции, а также финишировали по «особым условиям» в пределах То2;

г) 4-я группа – полностью прошли упрощенную часть дистанции, а также финишировали по «особым условиям» в пределах То1.

4.2.3. При равенстве суммы баллов у двух или более команд одной группы, более высокое место занимает команда, у которой меньше штрафных баллов по технике, а в случае их равенства – стартовавшие ранее.

4.3. Общекомандный зачёт

4.3.1. Место команды в общем зачёте определяется по сумме мест, занятых командой в двух видах программы. При одинаковой сумме более высокое место занимает команда с лучшим результатом в виде «Спасательные технические приёмы».

4.3.2. Команды, у которых отсутствует результат по отдельным видам программы, занимают места после команд, имеющих результаты в двух видах программы с учетом п. 4.2.2. и п. 4.2.3.