О категориях трудности односторонних перевалов

 

Трудность горного перевала может меняться в зависимости от направления его прохождения, она характеризуется технической сложностью преодоления склона на подъёме и спуске – это понятно. Непонятным остается вопрос категорирования односторонних перевалов. Проблема не нова, с ней знаком каждый горник, просто стала более острой. Сразу сделаю оговорку – я не сторонник варианта оценки пешеходных походов, когда категорию походу присваивают по сложной схеме постфактум – что смогли защитить, то и ваше. У горников цепочка «запланировали-прошли-защитили» тем выше ценится, чем меньше между этими понятиями разница и, как правило, почти всегда совпадает.

За последние годы туризм сделал значительный шаг вперед: расширилась география, появилось понятие «горные походы в малых горах». И, как следствие, на картах горных районов появилось множество новых названий. Для групп, которые присваивают новым перевалам категории и для членов МКК проблема обострилась – ни один руководящий документ не оговаривает правил зачёта вариантов прохождения односторонних перевалов. Закон один: были на перевальной седловине – получите запись в справку согласно классификатору.

Итак, что есть на сегодняшний день? В перечне классифицированных перевалов «Высокогорные перевалы» (опять же – российский документ), в примечаниях к таблице оценки трудности препятствий читаем: «Техническая сложность участков определяется на подъём. При спусках категория трудности таких участков в большинстве случаев должна учитываться на пол категории ниже. На это следует обращать внимание особенно при оценке прохождения односторонних перевалов». Интересно, кто-нибудь соблюдает эту рекомендацию, и знают ли о ней? В этом же сборнике есть ряд перевалов, категории которых изменяются, в зависимости от варианта прохождения, на Кавказе это, например, Воологата (3 варианта), Казбекский (3 варианта), 50 лет СССР (4 варианта) и ряд других. Но таких оговорок настолько мало, что это скорее исключение.

Туризм развивается, количество «белых пятен» в Правилах растёт быстрее, чем находятся решения и формулируются ответы.

Не хочется акцентировать внимание на связи Правил и крови, но горный туризм – это спорт, потому, как и в любом другом виде спорта, играть мы должны по правилам. Как показывает практика, правила не создаются в один день – они корректируются годами и шлифуются десятилетиями. Проблема вызрела и требует решения. Очень необходимой выглядит работа по раздельной классификации спуска/подъёма, что в конечном итоге приведет к появлению двух категорий сложности у большинства односторонних перевалов.

Понятно, что в ближайшем будущем полностью менять структуру перечня классифицированных перевалов никто не будет – это титаническая работа. Как скромная альтернатива есть такое предложение – очевидно, пришло время разрабатывать новый раздел Правил (или Методики определения категории сложности маршрутов горных туристских спортивных походов или дополнить Таблицу оценки трудности перевалов, вершин и траверсов в высокогорных походах, или разработать рекомендации для МКК). Я понимаю, что проблема не исчезнет – она просто переложится на плечи МКК, но мне на сегодняшний день в этом видится самый простой выход.

В какой-то мере решение найдено для малых гор, где препятствия односторонние, как правило, а не как исключение, понятие «определяющей стороны» горного локального препятствия введено в его характеристику в Перечне.

 Пожалуй, горный туризм и альпинизм стоят гораздо ближе друг к другу, чем горный туризм к другим видам туризма. Мы пользуемся альпинистской техникой, а, зачастую, и тактикой.

Может быть, и в проблеме оценки односторонних перевалов стоит поучиться у нашего более продвинутого брата? Хотя бы взять их правила за отправную точку?

В альпинизме восхождение на вершину горы состоит из пути подъёма (собственно восхождения) к вершине и пути спуска с неё. При оценке категории сложности маршрута восхождения рассматривается только сложность пути подъёма на вершину, а последующий спуск с этой вершины не учитывается (но должен быть указан в отчёте).

Конечно, этот постулат не полностью подходит для горного туризма. Есть перевалы, у которых разница сложности подъёма и спуска больше, чем полкатегории, но это скорее исключения из общего списка. Однако, есть и сходства, в том числе и в малых горах – выход на горное локальное препятствие часто имеет несколько вариантов и, к тому же, очень близкий простой обходной путь. Как пример можно привести перевал Хаос (Крым) – 1Б, 1А и в километре тропа на гребень.

Назрело еще несколько проблем, требующих специального рассмотрения, оценки и отображения в нормативных документах:

– классификация радиальных выходов на перевалы,

– оценка траверсов и спарок.

Сейчас трудоемкий и многодневный траверс нескольких сложных вершин никак не влияет на общее количество препятствий.

 Сечко С.В., сснк, кмс,
руководитель горных походов V к.с.
г. Черкассы