О подготовке кадров

 

Описание методологии работы по подготовки кадров – составит солидную монографию, а поэтому позволю себе лишь обозначить девять основных правил, которых следует неукоснительно придерживаться, чтобы достичь желаемого результата:

  1. Успеха добивается не отдельная личность, несмотря на то, что является генерирующим идеи звеном и организующим деятельность центром, а сформированная им команда. И хотя говорят, что свита делает короля, но на самом деле, и король делает свиту.
  2. Перспективных членов команды необходимо постоянно искать, находить и обеспечивать им профессиональный, но ступенчатый рост, объективно учитывая их реальные возможности. В равной степени нельзя их недооценивать, как и переоценивать. Если ошибётесь, одной стороны, вас ждёт в дальнейшем горькое разочарование, с другой – это же чувство будут испытывать и ваши подопечные, возможности которых вы переоценили. Поэтому, никогда не торопитесь продвигать начинающих «по служебной» лестнице, предварительно не определив их потенциальные возможности.
  3. Не пытайтесь перевоспитывать тех, в которых изначально заложен иной «фундамент», например, пешеходного туризма. Руководствуйтесь классическим определением: сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит. Учтите, человек может себя перевоспитать, но вы этого сделать никогда не сможете без его желания и стремления, а поэтому не тратьте на это попусту время.
  4. Подбирая кадры, попытайтесь разобраться, с кем имеете дело, т.е. человек действительно увлечён горным туризмом, в частности, соревнованиями, или его цель получить высокое звание и не более. Подобные личности, достигнув определённых регалий, самоустраняться и в дальнейшем будут почивать на лаврах. В итоге вы напрасно затратите на них своё время и силы. Поэтому, если можно, избавляйтесь от таких с самого начала. Тем не менее, на первых порах они бывают достаточно активны, чем можно успешно воспользоваться.
  5. Подчинённые должны знать, как вы оцениваете их деятельность. К сожалению, мы всегда указываем на их ошибки и просчёты, но оставляем про себя достигнутые ими успехи, т.е. забыв их похвалить или подбодрить, если не всё всегда у них получается. Для перспективных кадров ваша похвала – неоценимый стимул двигаться дальше в своём развитии и совершенствовании.
  6. Задание должно даваться с определением конкретной последовательности исполнения. Как не покажется странным, но многие не знают с чего начать и в условиях дефицита времени или не успевают выполнить задание, или выполняют его некачественно. Необходимо чётко формулировать конечные цели любого задания, т.е. не ограничиваться количественным планом. Исполнитель должен понимать для чего и почему он делает именно это и именно так, а не выполнять данное задание механически.
  7. Не забывайте и постоянно напоминайте подчинённым, что работа по судейству соревнований носит периодический и краткосрочный характер. В связи с этим требует регулярной переподготовки, т.е. повышения уровня квалификации на проводимых ежегодных семинарах. Совершенствуется техника и тактика, а с ними и методика судейства. У судьи не прошедшего переподготовку, формально остаётся высокое звание и фактически – посредственные знания, т.е. низкий уровень квалификации.
  8. Если вы решили кого-то и чему-то научить, необходимо не просто досконально владеть конкретным объёмом знаний, умений и навыков, но и методикой обучения. Например, закончивший с медалью десятиклассник в избытке обладает необходимыми знаниями в объёме, например, 1-4 класса, но его никогда не поставят преподавать арифметику в этих классах, так как он не обучен преподавательской работе, т.е. умению обучать других. Именно подобные знания, кроме всего прочего, он приобретает в педвузе и не один год. Вот почему, хороший спортсмен – это далеко не всегда хороший тренер и часто бывает наоборот (это отдельный вопрос).
  9. Правило для руководителя: «Будь всегда одинаков», т.е. всякого рода неурядицы никак не должны отражаться на вашем настроении во время выполнения тренерских или главного судьи обязанностях. Вы должны быть весь внимание, соблюдать полную сосредоточенность и стопроцентную направленность на достижение поставленной цели в учебном процессе и на соревнованиях. Никаких нервных срывов, проявления плохого настроения и эмоционального чрезмерного восприятия происходящего. Домашние проблемы и производственные заботы следует оставить за порогом места проведения занятий или соревнований.

 

В.Г.Коган