Автономность вчера и сегодня

 

Автономность изначально означала наличие двух дополнительно усложняющих прохождение горного маршрута особенностей: морально-психологического и общефизического плана. В чём это выражалось? Во-первых, и это главное, полная информационная изолированность в горах от внешнего мира и, во-вторых, полное самообеспечение за счёт переносимого на себе груза.

Следует отметить, что на сегодня влияние информационной изолированности на маршруте с появлением спутниковых телефонов и навигаторов потеряло свою столь отрицательную значимость, уступив место такому некогда сопутствующему автономности фактору, как удалённость от ближайших населённых пунктов.

Сегодня группы имеют возможность практически ежедневно связываться как с оператором МКК, получая необходимую информацию, так и со своими родными и близкими. Со своей стороны, оператор МКК имеет возможность с точностью, измеряемой в метрах, отслеживать продвижение группы на маршруте. Это именно то, что многие годы смущало работников спорткомитетов в нашем виде спорта – отсутствие контроля над передвижением группы на маршруте, т.е. проходит ли группа заявленный маршрут, с какой скоростью движется в отдельные дни и в целом и пр.

К сожалению, на сегодня МКК не всегда назначают операторов, которые осуществляют контроль над прохождением группами маршрутов, да и надлежащая аппаратура далеко не всем пока доступна. Однако очень скоро, и в первую очередь походы высшей к.сл. не будут засчитываться без представленного документального подтверждения, как маршрут проходился.

Автономность на сегодня, кроме ощущения удалённости, фактически свелась к отсутствию возможности, в основном, пополнять запас продуктов и горючего за счёт близлежащих населённых пунктов, используя только предварительно выполненные заброски.

 

В.Г.Коган