ЧУ 2016. Общие условия

 Министерство молодежи и спорта Украины
Федерация спортивного туризма Украины
Запорожская областная федерация спортивного туризма

 XVII ЧЕМПИОНАТ УКРАИНЫ ПО СПОРТИВНОМУ ГОРНОМУ ТУРИЗМУ

 г. Запорожье, о. Хортица                                                    25 – 28 июня 2016 г.

 

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ
проведения соревнований
по спортивному горному туризму на скальном рельефе

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Соревнования проводятся в соответствии с действующими:

1) Правилами соревнований по спортивному туризму (разделы 1 и 3, п.п.. 3.1÷3.12 и 3.15);

2) Методическими разъяснениями по судейству соревнований по спортивному горному туризму, 2-я редакция, утверждёнными Исполкомом ФСТУ 24.11.2012 года (далее – «МР»);

3) Регламентом проведения чемпионата Украины по спортивному туризму – горный туризм, утвержденным 26.04.2016 с изменениями от 18.05.2016 – «Регламент»;

4) Условиями проведения соревнований по каждому из видов программы «Спасательные технические приёмы» и «Горные препятствия» (далее – «Условия» вида);

5) Общими условиями (далее – «Общие условия») с Приложениями 1 – 4.

1.2. Из числа прошедших мандатную комиссию (независимо от списочного состава Именной заявки) в командный зачёт по каждому виду идут результаты выступления только 4 спортсменов, в том числе не менее 1 спортсмена противоположного пола, определённых тренером/представителем, как полный состав команды согласно Регламенту.

1.2.1. Согласно п.3.3.2 Правил только при проведении командных соревнований 30% участников могут иметь разряды на одну ступень ниже.

1.2.2. Женская связка (при ее наличии в команде) выступает на дистанции смешанных связок, и ее результат засчитывается команде как результат смешанной связки. Другие условия командного зачёта в соревнованиях связок см. п.4.3.

1.3. Дистанции соревнований состоят из двух частей (см. Условия): основной и дополнительной (бонусной).

1.4. Условия прохождения дополнительной (бонусной) части дистанции:

1.4.1. Команда или связка может приступить к выполнению программы бонусной части дистанции только:

1) после завершения прохождения основной части дистанции в полном объёме;

2) при экономии нормативного времени (Тн) по окончании прохождения основной части дистанции.

1.4.2. Для прохождения дополнительной части дистанции команда/связка осуществляет переход вдоль судейских перил от конечного ПС основной части дистанции к исходному ПС дополнительной части.

1.4.3. Дополнительную (бонусную) часть дистанции команда/связка проходит по маршрутам, указанным в Маршрутном листе и способами (проходит и выполняет), оговоренными «Условиями» (табл.1).

1.4.4. Допускается выполнение командой/связкой на выбор только одного варианта подъема + спуска в пределах одного маршрута из числа предложенных дополнительной частью в Маршрутном листе.

1.4.5. Дополнительная часть засчитывается, если её выполнили все спортсмены команды/связки (в виде «Спастехприёмы», для спортсмена, участвующего в подъёме пострадавшего и обеспечивающего верхнюю командную страховку из нижнего ПС, подъём в верхний ПС необязателен).

1.5. На прохождение дистанций устанавливаются три вида контрольных времен: общее (То), нормативное (Тн) и промежуточное (Тп).

1.5.1. Количество промежуточных контрольных времён Тп и соответствующих им То в каждом виде программы оговаривается «Условиями».

1.5.2. Команды/связки, которые не уложились в То, То1, То2 – финишируют «по особым условиям» (п. 4.1.4).

1.6. Очередность выступлений определяется жеребьевкой, а порядок стартов на дистанциях оговаривается ГСК дополнительно с учётом возможного рассеивания.

1.6.1. В предстартовую зону каждая команда/связка обязана явиться со всем снаряжением и в полном составе сразу же после старта предыдущей команды/связки или по вызову. Нарушившие данное требование не допускаются к выступлению.

1.6.2. Перед стартом команда повторно предъявляет снаряжение для проверки судье при участниках (зам. главного судьи по виду).

1.6.3. После вызова к старту (в стартовую зону) и по истечению 5 (пяти!) минут независимо от степени готовности спортсменов судьями дается старт. Увеличить предстартовое время может только главный судья или его заместитель по виду при наличии, по их мнению, уважительных на то причин.

1.6.4. До старта все командные верёвки, которые спортсмены берут для прохождения дистанции, должны находиться в сбухтованном состоянии и без каких-либо узлов.

1.6.5. Не допускается брать на дистанцию заранее собранные элементы страховочных, спусковых или подъёмных систем.

1.6.6. Перед стартом все спортсмены должны стать на самостраховку, а ведущий (первый), в том числе пострадавший №1, – закрепить к себе судейскую страховку. До старта нагружение элементов рельефа и оборудования дистанции, кроме перил самостраховки (ТС), не допускается.

1.7. При прохождении маршрутов и выполнении спецприёмов:

1.7.1. Требования к технике движения и страховки вида «Горные препятствия» распространяются на аналогичные нарушения в виде «Спастехприёмы» и наоборот.

1.7.2. Судейская страховка предоставляется спортсменам до старта. За наличие на спортсменах во время выступления судейской страховки отвечают сами спортсмены. «Пострадавший» обеспечивается судейской страховкой всегда.

1.7.3. Судейская страховка на каждом маршруте предоставляется команде/связке один раз только для подъёма первого спортсмена при прохождении основной и дополнительной (бонусной) части дистанции.

1.7.4. На дистанции командного выступления вида «Горные препятствия» при прохождении ее раздельными парами судейская страховка на каждом маршруте предоставляется по одному разу для подъема первого спортсмена каждой пары команды.

1.7.5. На дистанции командного выступления вида «Спасательные технические приемы» вертикальные судейские перила предоставляется один раз только для подъёма первого спортсмена при прохождении основной и дополнительной (бонусной) части дистанции.

1.7.6. Допускается использовать только то снаряжение и только по тому назначению, которое разрешено технической комиссией согласно указаниям п.30.2 и при недопущении нарушений оговоренных п.19.2 «МР».

1.7.7. При переходе между маршрутами волочение верёвок (петель, концов) не допускается (1-й раз предупреждение, 2-ой и следующие разы – штраф по 3 балла).

1.7.8. При переходах с перестёжкой между верхними ПС к судейским перилам должны одновременно быть пристёгнуты обе самостраховки. У ТСП скользящие карабины перестёгиваются поочерёдно.

1.7.9. Нижний конец верёвки после спуска первого спортсмена должен быть жёстко закреплён в нижний ПС/ТС с запасом рабочей части в виде петли длиной не более 1,5 м.

1.7.10. Подножье склона находится за пределами дистанции (за линией ограничения) и нагружать его спортсменам допускается только после постановки на самостраховку, если иное не оговорено Условиями (иначе штраф «использование опоры за ограничением»).

1.7.11. При спуске по верёвке всех спортсменов регулирующие руки спускающегося и страхующего должны быть в перчатках (рукавицах).

1.7.12. Организация страховки (судейской, командной и самостраховки) – согласно п.п.29.1 – 29.5 и др. «МР».

1.7.13. Допускается фиксировать страховочную и транспортную верёвки путем установки: либо перед её входом в спусковое (страховочное) устройство верёвочного зажима, либо после её выхода из спускового (страховочного) устройства петли со схватывающим узлом, узлом Бахмана или верёвочного зажима, желательно с системой разблокировки под нагрузкой.

1.7.14. Требование к снаряжению – согласно п.30.2 и при недопущении нарушений оговоренных п.19.2 «МР».

1.7.15. При подъёме первого спортсмена с помощью зажимов на несущей верёвке вяжется подстраховочный схватывающий, петля от которого крепится к спортсмену напрямую или через зажим.

1.7.16. Закрепление несущих верёвок – с недопущением нарушений, оговоренных п.19.4 «МР».

1.7.17. Если в момент финиша «по особым условиям» все спортсмены, оставшиеся на дистанции, не обеспечены достаточным количеством верёвок для организации спуска и командной страховки, т.е. для завершения безопасного выступления, команда/связка снимается с дистанции.

1.8. Начало и окончание прохождения маршрута – см. п.п.2.2 и 2.7 «МР».

1.9. При натяжении перил переправ всех видов зажимы с зубчатыми кулачками в системе полиспаста допускается использовать только при одном подвижном блоке и при натяжении перил не более чем двумя спортсменами.

1.9.1. После натяжения перил переправы полиспастом с подвижной ветвью из отдельной верёвки должны быть сняты все элементы полиспаста, а также зажим в системе полиспастов всех видов.

1.9.2. Достаточность натяжения перил переправы контролируется линией ограничения (ЛО) на исходной и/или противоположной (целевой) стороне.

1.9.3. При переправах всех видов пристёгивание к перилам осуществляют согласно требованиям п.5.1.7 «МР».

1.10. Дистанция считается пройденной, если выполнены «Условия» и «Общие условия» со всеми дополнениями, изменениями и уточнениями, определенными Протоколами просмотра дистанций и совещания ГСК с представителями.

1.10.1. Если команда/связка прошла маршрут или выполнила спецприём (совершила действие) способами, не оговоренными «Условиями» (табл.1), то его прохождение (выполнение) оценивается в соответствии с Приложением 4.

1.10.2. За нарушение других требований Условий (п. 1.10.1) команда/связка снимается с дистанции, если иное специально не оговорено «Условиями».

1.10.3. Если наказание за допущенные при выступлении ошибки и нарушения не оговорено Правилами, «Методразъяснениями», Регламентом, «Условиями» или «Общими условиями», то их оценивают с точки зрения нарушений техники движения и страховки в горном туризме и/или в альпинизме.

1.11. Транспортировка контрольного (командного аварийного) груза.

1.11.1. Подъём контрольного (командного аварийного) груза осуществляют обособленно только при отсутствии на нижнем ПС спортсменов.

1.11.2. Транспортировку контрольного (командного аварийного) груза на траверсах осуществляют только на себе, если иное специально не оговорено «Условиями».

1.11.3. Спуск контрольного (командного аварийного) груза только на себе или по крутонаклонным перилам обособлено от спортсменов.

1.11.4. При спуске объединять контрольный груз для одновременной транспортировки допускается только по крутонаклонным перилам.

1.11.5. Не допускается контрольный (командный аварийный) груз или снаряжение оставлять на верхнем и/или нижнем ПС не закреплёнными (1-й раз предупреждение, 2-ой – штраф 1 балл, третий – согласно Правил).

1.12. Финиш команды/связки определяется по падению последней продёрнутой верёвки или при отказе от продёргивания верёвок, но при условии соблюдения требований п.2.7.1 «МР».

1.12.1. Если спортсмен стал в пределах финишной площадки (Ф) на самостраховку – он считается финишировавшим и дальнейшее его возвращение на основную часть дистанции (к ПС) не допускается.

1.12.2. Все спортсмены должны финишировать в одном выбранном командой/связкой пункте Ф.

1.12.3. «Условия» предусматривают «финиш по особым условиям» – согласно указаниям п.2.9. «МР» с уточнениями, оговоренными в §4 «Общих условий».

1.13. Если команда/связка во время выступления в одном из видов показала свою явную неподготовленность (более 3-х подсказок тренера/представителя/запасного участника), то в соответствии с п.3.3.5. Правил по определению главного судьи (или зам. гл. судьи по виду) соревнований ГСК имеет право снять с дальнейшего выступления в данном виде команду/связку.

1.14. ГСК оставляет за собой право:

1.14.1. Изменения, которые вносятся в Условия по необходимости, доводятся до сведения команд/связок на совместном заседании ГСК с представителями.

1.14.2. Контрольные времена (Тп, Тн и То) корректируют только до начала четвёртого старта.

1.15. Заявки по тактике (далее – Заявка) сдаются в ГСК в следующем порядке:

1.15.1. На составление Заявки выделяется время, оговоренное после показа дистанций и разъяснения тренерам/представителям (капитанам) условий прохождения дистанции и проведения соревнований.

1.15.2. Порядок, время и очередность обязательной сдачи Заявок оговариваются ГСК.

1.15.3. Команды/связки, не сдавшие Заявку, наказываются:

1) в установленное графиком время – штрафом 20 баллов;

2) после начала выступления по данному виду – снятие с данного вида соревнований.

1.16. Неотъемлемой частью «Общих условий» являются следующие Приложения (см. п. 1.1, п.п. 5):

1.16.1. Условия подачи и рассмотрения Протестов изложены в Приложении 1.

1.16.2. Особые условия допуска к соревнованиям оговорены в Приложении 2.

1.16.3. Способы выполнения спецприемов в Приложении 3.

1.16.4. Отдельные случаи судейства тактики в Приложении 4.

 

2. ВИД «ГОРНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ»

 

2.1. При прохождении дистанции – см. п.п. 2.3, 2.4 и 19.5 «МР»):

2.2. Страховка спортсмена на дистанции допускается только в пределах одного маршрута (между смежными ПС) через страховочное устройство, закреплённое на ПС, где находится страхующий, если иное специально не оговорено «Условиями», при показе дистанции или на заседании ГСК.

2.3. Распределение контрольного груза: на дистанции командного выступления – в двух отдельных рюкзаках, по одному для каждой пары спортсменов; на дистанциях выступления связок – в одном или двух отдельных рюкзаках.

2.3.1. Транспортировка одним спортсменом двух рюкзаков с контрольным грузом не допускается.

2.4. На дистанции командного выступления при прохождении спортсменами траверса склона маятником парами в различных направлениях оставлять командную веревку одной парой для другой не допускается.

2.4.1. Обеспечивать выступление команды на смежных маршрутах верхней командной страховкой без прохождения маршрута, допускается только в пределах ПС12 и ПС16.

2.5. Все спуски спортсменов должны соответствовать существующим маршрутам дистанций.

2.6. В соответствии с «Условиями» дистанций и маршрутным листом команде/связке допускается пройти вместо одного вертикального подъема один наклонный траверс (кроме дистанции выступления мужских связок).

2.7. Повторное прохождение маршрута лазанием одним и тем же спортсменом не допускается, т.е. его прохождение не засчитывается.

2.7.1. На дистанции командного выступления прохождение спортсменами маршрутов М10 и М12 засчитываются команде, как траверс склона только один раз при первом прохождении, т.е. все дальнейшие их прохождения будут оценены, как переходы.

2.8. Спусковые командные верёвки после спуска по маршруту, по которому предстоит последующий подъём, должны быть продёрнуты.

2.9. При срыве первого (ведущего) на каждом маршруте с повисанием на судейской страховке спортсмен наказывается штрафом по 3 балла за каждый срыв.

2.9.1. Количество срывов при прохождении маршрутов не ограничено.

2.10. Помощь напарника (подсаживание, опора на тело) на всех маршрутах подъёма не допускается, а прохождение маршрута при этом не засчитывается.

2.11. Крутонаклонные переправы на всех маршрутах оборудуются командами/связками одинарными командными перилами.

 

3. ВИД «СПАСАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ»

 

3.1. Организация спуска/подъёма «пострадавшего» осуществляется согласно указаниям п. 4.3 «МР», а выполнение спецприёмов – согласно указаниям Приложения 3 «Общих условий».

3.2. Каждый спортсмен становится «пострадавшим» в соответствии с указаниями п. 4.4.1., перестаёт быть пострадавшим – п. 4.4.4 и повторно может стать пострадавшим – согласно п. 4.4.5 «МР».

3.3. Характер травмы «пострадавшего» оговаривается в Маршрутном листе и Таблице №1 «Условий».

3.4. В случае нарушения требований пунктов 3.1, 3.2 и/или 3.3 выполнение спецприёма (прохождение маршрута) не засчитывается.

3.5. Период пребывания спортсмена «пострадавшим» – с момента снятия с самостраховки и до постановки на самостраховку.

3.5.1. Смена «пострадавшего» на участке работы связок происходит в нижних ПС. На участке командной работы смена «пострадавшего» происходит после выполнения каждого спецприема (при выполнении спецприемов с транспортировкой кокона смена пострадавшего необязательна).

3.5.2. В пределах связочного блока основной части дистанции все способы транспортировки пострадавшего каждой связкой не должны повторяться.

3.6. «Кокон» спортсмены вяжут из основной верёвки (не менее 8 петель) с укладкой «пострадавшего» на коврик с учётом недопущения возможных нарушений, оговоренных п. 19.7.3 «МР».

3.6.1. При увязке «пострадавшего» в «кокон» необходимо предусмотреть три фиксированные петли для подвески не сдавливающие «пострадавшего», а так же обязательное выполнение требований п.п. 5.1.7 и 30.4.5 «МР».

3.6.2. Место увязывания «пострадавшего» в кокон команда выбирает в соответствии с Маршрутным листом.

3.7. Независимо от характера «травмы» помощь со стороны «пострадавшего» при транспортировке не допускается   (1-й раз – предупреждение, 2-ой – штраф 3 балла, 3-ий – незачёт приёма).

3.8. При спуске-подъёме «пострадавшего»:

3.8.1. Аварийное (фиксирующее) устройство – выполняется согласно указаниям п.п. 4.3.6 и 4.3.7 «МР» (кроме случая, оговоренного п. 19.8.3.2.)

3.8.2. Фиксация «пострадавшего» за спиной у сопровождающего – осуществляется согласно указаниям п.п. 4.3.4 и 4.3.5, а также с учётом п.п. 19.8.1.3 «МР».

3.8.3. Не допускать «пострадавшим» нарушений, оговоренных п. 19.8.3 «МР».

3.9. Для обеспечения безопасного выступления команд обязательно выполнение следующих требований:

3.9.1. Крутонаклонную переправу по маршрутам М1, М3 допускается оборудовать одинарными командными перилами.

3.9.2. Наклонную переправу по маршрутам М8, М9 следует оборудовать двойными командными перилами.

3.9.3. Сопровождающий независимо от характера травмы «пострадавшего» выполняет только функции сопровождения, т.е. не оказывает помощь во время подъёма или спуска.

3.10. Необходимые сведения для прохождения дистанции СТП:

3.10.1. Порядок выполнения спецприемов – произвольный.

3.10.2. Допускается вспомогательная работа спортсменов на дистанции (поправить веревку, командный аварийный груз т.п.) при условии их надежной фиксации на командной веревке, а также при обеспечении их надежной командной страховкой.

3.10.3. При транспортировке командного аварийного груза по маршруту М7 необходимо организовать сопровождающему командные вертикальные перила, закрепленные как в верхнем, так и в нижнем ПС, а также обеспечить сопровождающему во время подъема по командным вертикальным перилам надежное вертикальное положение.

3.10.4. При транспортировке командного аварийного груза по маршрутам М5 и М6 необходимо обеспечить посещение им контрольного пункта КП1 (поставить на самостраховку).

3.10.5. Зачетная оценка спецприема выполненного на составных маршрутах (например: М4а (ПС4 – ПС6) + М8 (ПС6 – ПС7)) определяется, как сумма зачетных оценок спецприема на каждом участке составного маршрута.

3.10.6. Вес командного аварийного груза – 25 кг.

3.10.7. В пределах выполнения основной части дистанции возможно объединение обязательных спецприемов:

1) подъем «пострадавшего» в коконе с сопровождающим;

2) спуск «пострадавшего» в коконе с сопровождающим;

3) косой спуск «пострадавшего» в коконе по крутонаклонным командным перилам;

4) транспортировка «пострадавшего» в коконе по крутонаклонным командным перилам;

5) транспортировка «пострадавшего» в коконе по наклонным командным перилам.

3.11. Команды, не предоставившие в заявке по тактике схемы систем крепления командных веревок для подъема или спуска «пострадавшего», получают оценку этих спецприемов с коэффициентом 0,75 (кол. 6, табл.1).

3.12. В пределах связочного блока основной части дистанции любое взаимодействие связок при их обособленном выступлении не допускается.

 

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

4.1.  Общие положения

4.1.1. При прохождении дистанции вида «Горные препятствия» оценивается выполнение техники движения и страховки спортсменом на каждом маршруте и транспортировка контрольного груза, вида «Спастехприёмы» – транспортировка «пострадавшего», а также выполнение спецприёмов «самовылаза», подъёма из трещины и др.

4.1.2. Команды/связки, которые прошли дистанцию с экономией Тн – получают бонусы за каждую минуту экономии в размере 1 балл или право пройти маршрут (выполнить спецприём) дополнительной части дистанции согласно соответствующему Маршрутному листу для каждого вида программы.

4.1.3. Если команда/связка при прохождении основной и дополнительной частей дистанции превысили Тн в пределах То, за каждую минуту превышения получают штраф 2 балла.

4.1.4. Команды/связки, которые не уложились в общее контрольное время (п. 1.5.2) при прохождении соответствующей части дистанции (основной, укороченной или упрощённой) финишируют «по особым условиям», т.е. по истечению То приостанавливают выступление (п. 4.1.3) и получают штрафы:

1) основной – согласно таблице «Номинальной оценке» (табл. 1) «Условий» соответствующего вида:

  • только при прохождении основной части дистанции – за предварительно заявленные и не пройденные маршруты (не выполненные спецприёмы);
  • при прохождении укороченной или упрощённой части дистанции – команды/связки не наказываются основным штрафом за не пройденные маршруты (не выполненные спецприёмы), предусмотренные данной частью, в т.ч. за предварительно заявленные и не заявленные;

2)      дополнительный – в пределах проходимой основной, укороченной или упрощённой части дистанции:

за каждый пункт (ПС, включая Ф и др.), которые не посетил или не успел пройти:

  • спортсмен в виде «Горные препятствия» – по 2 балла,
  • рюкзак с контрольным (аварийным грузом) – по 3 балла;
  • «пострадавший» (кукла или «кокон»)       – по 4 балла,

независимо от места нахождения на дистанции за каждого (ую):

  • спортсмена в виде «Спастехприёмы»         – по 4 балла,
  • единицу основного снаряжения       – по 4 балла.

4.1.5.        Пройденные маршруты (выполненные спецприёмы) в пределах укороченной или упрощённой части дистанции из числа ранее незаявленных оценивают по таблице «Номинальной оценке» «Условий», как «Не заявленные, но пройденные» (кол. 6, табл. 1).

4.2.  Порядок определения результатов в отдельном виде программы.

4.2.1. Результаты выступлений связок с мужским и смешанным составом определяются отдельно.

4.2.2. Результат выступления команды/связки в отдельном виде программы определяется в соответствии с п. 3.15.8.2. Правил.

4.2.3. По значимости результатов выступлений в одном виде программы команды/связки делятся в нисходящей последовательности на несколько групп, в частности, которые прошли:

а) 1-я группа – основную часть дистанции, а также финишировали по «особым условиям» при То;

б) 2-я группа – укороченную часть дистанции, а также финишировали по «особым условиям» при То2;

в) 3-я группа – упрощённую часть дистанции, а также финишировали по «особым условиям» при То1.

4.2.4. При равенстве суммы баллов у двух или более команд/связок одной группы, более высокое место занимает команда/связка, у которых меньше штрафных баллов по технике, а в случае их равенства – стартовавшие ранее.

4.3. Командный зачёт в виде «Горные препятствия» – соревнования связок.

4.3.1. В соревнованиях связок командный зачёт определяется по сумме мест, которые заняли мужская и смешанная связки команды. При равенстве суммы мест более высокое место в командном зачете занимает команда, у которой более высокое место в соревнованиях связок со смешанным составом.

4.3.2. Команды, у которых зачетный результат имеет одна связка (мужская или смешанная) занимают места после команд с результатами у двух связок.

4.3.3. Если от одной команды допущено две одноименные связки (мужских или смешанных), представитель (тренер) до старта определяет, результат выступления которой из них идёт в командный зачёт.

4.4. Общекомандный зачёт

4.4.1.  Место команды в общем зачёте определяется по сумме мест, занятых командой в трёх видах программы. При одинаковой сумме более высокое место занимает команда с лучшим результатом в виде «Спастеприёмы», следующий по приоритету вид «Горные препятствия» – командные соревнования.

4.4.2.  Команды, у которых отсутствует результат по отдельным видам программы, занимают места после команд, имеющих более полный зачет.